Наше старшее поколение

У каждого человека должны быть благородство, честь, терпение, трудолюбие, милосердие, дружная семья и доброе имя. Пожалуй, это самое дорогое, что он стремится оставить после себя.
В этой статье речь пойдет о Шутурове Ахмете Османовиче, родившемся в 1927 году в богобоязненной крестьянской семье в с. Бартбос Пригородного района. Ныне это село не существует.

Отец его, Осман Артаганович, был очень порядочным и уважаемым человеком, религиозно образованным и хорошим плотником. У него было два сына – Ахмет и Аюп. Осман своим детям постоянно говорил: «Любите друг друга и уважайте». Обучал их с малых лет религии и ингушским адатам (эхь, эздел).
У них был большой сад, одних только яблонь было около ста деревьев, также он занимался пчеловодством. Дядя Ахмета, Исмаил Артаганович, тоже был религиозно образованным, имел свою водяную мельницу. У него было 9 дочерей.
В 1937 году Исмаил попал под сталинскую репрессию и был арестован, о дальнейшей его судьбе после ареста неизвестно ничего.
Мать Ахмета, Баркинхоева Саният Гойсолтановна, была очень мудрой женщиной, хорошей рукодельницей, в округе не было лучшей мастерицы по шитью и вязанию, делала она и войлочные ковры.
В феврале 1944 года семья Ахмета вместе со своим народом была репрессирована в Казахстан. С 1944 он работал в колхозе им. Ворошилова в качестве рядового колхозника, в основном занимался плотнической работой. С 1947 по 1957 работал механизатором-трактористом.
В 1949 году женился на Айнаевой Разият Хадисовне, внучатой племяннице овлия Кунта-Хаджи Кишиева, по линии сестры матери.
Отец Ахмета — Осман был очень рад, что сын женился на дочери Хадиса. Он очень уважал свою сноху. Когда она входила в дом, Осман вставал в знак уважения к ее происхождению.
В 1957 году руководство СССР разрешило возвратиться на родину всем репрессированным народам на прежние места жительства. Но в свое родное село Бартбос Ахмет с семьей не могли вернуться.
В 1959 году Ахмет приезжает со своим двоюродным братом Газмагомедом в
с. Экажево. Газмагомед переезжает жить в с. Гамурзиево Назрановского района и с ним переезжает Ахмет со своей семьей. Через некоторое время Ахмету предложили работу в селе Гейрбек-юрт, в филиале Джейрахского колхоза, там ему обещали выделить земельный участок для строительства дома.
До выселения в с. Гейрбек-юрт проживало много семей. В 43-м году жители села переехали в другие села во время битвы под Малгобеком. Здесь на высотках держали оборону Малгобека наши войска, а также находился тыл советских войск. После разгрома немецких войск большинство жителей в село не вернулось.
Новое поселение Гейрбек-юрт расположено южнее на 1000 метров от прежнего местонахождения села.
В 1944 году село исчезло, осталось только название. Здесь было 4 филиала совхозов, колхозов с конторами. Ахмет с отцом построили дом, в то время в селе было всего два дома – его и Батаева Султана, и несколько семей еще проживало в землянках.
Самый старший житель села – Хаутиев Эски был тамадой, а туркхом – Ахмет, они проводили религиозные обряды, зикр.
В селе потихоньку налаживалась жизнь. Приезжали новые жители, строили дома. Ахмет многим помог, организовывал коллективные работы на строительство домов.
В 1965 году он устроился на новую работу, в военизированную охрану на нефтедобывающую буровую вышку и параллельно обучался на курсах помощника бурильщика. Там он проработал два года и ушел с работы по состоянию здоровья.
В середине 80-го года, когда в Советском Союзе разрешили исповедовать религию, в Ингушетии начали строительство мечети.
Ахмет и другие жители села ездили на пятничную молитву (рузб) в с. Гамурзиево и с. Верхние Ачалуки. Он беспокоился, что большинство жителей села не могут совершить пятничный намаз из-за невозможности выезжать в другие села. Тогда, согласовавшись с имамом с. Ачалуки Полонкоевым Хусейном, в 1991 году начали совершать пятничную молитву в селе Гейрбек-юрт. Первый рузб в селе прошел у Ахмета, потом Батаев Султан предложил свой дом, до 2003 года пятничную молитву проводили в доме Султана.
Хотя он не был муллой,35 лет исполнял обязанности имама, так как в селе не было ученого алима. Ахмет возглавлял все коллективные намазы.
Он является участником ВОВ (тыловиком), ветераном труда, был награжден медалью за долголетний добросовестный труд «Ветеран труда», награждался юбилейными медалями победы ВОВ, а также каждый год получал поздравительные письма к празднованию Дня Победы от президентов страны.
У Ахмета 13 детей, 82 внука и правнука. Его жене – Шутуровой Разият Хадисовне указом Президиума Верховного Совета СССР в 1969 году было присвоено почетное звание «Мать-героиня» с вручением ордена «Золотая Звезда», ордена «Материнская слава-1». Являлась ветераном труда ВОВ.
Разият покинула этот мир в 2007 году. После смерти жены Ахмет сильно переживал, долго болел. Умер 12 апреля 2011 года, похоронен в селе Гейрбек-юрт. Так сложилась судьба, что он оказался первым человеком, похороненным на новом кладбище в селе Гейрбек-юрт. Дала къахетам болба царех!
М. БАРАХОЕВ

№ 93-94 (12029-030), шоатта, 23 июнь, 2018 шу. Суббота, 23 июня 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *