Разъяснения по вопросам предоставления (продления) статуса вынужденного переселенца гражданам, получившим различные виды государственной поддержки за счет средств федерального бюджета и в этой связи утратившим статус вынужденного переселенца, проживающим в Республике Ингушетия

На учете по состоянию на 1 января 2018 г. в Управлении по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия в качестве вынужденных переселенцев состояло 677 семей (1558 человек).
На сегодняшний день состоит на учете 645 сем. (1474 чел.), из них:
— 406 сем. (905 чел.) из Чеченской Республики;
— 239 сем. (569 чел.) из РСО-Алания.
Утратили статус вынужденного переселенца 84 чел., из них 34 чел. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по различным причинам (жилье, компенсация, ссуда и др.), остальные 45 человек сняты с учета в связи с необращением — по истечении срока действия их статуса.
Работа с этой категорией граждан, т.е. с вынужденными переселенцами из Чеченской Республики и РСО-Алания проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах», Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 14.11.2017 г. №853, Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. №849.
В закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» Федеральным законом №467-ФЗ от 30 декабря 2015 г. внесены изменения, которым конкретизированы основания продления вынужденным переселенцам срока действия их статуса.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона срок действия статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены его семьи, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статуса вынужденного переселенца долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статуса вынужденного переселенца безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Управлением по вопросам миграции МВД по РИ налажено тесное взаимодействие с органами местного самоуправления в части получения справок об отсутствии у вынужденного переселенца и членов его семьи оснований, указанных в пунктах 1-7 ст.5 Закона, которые, при рассмотрении заявлений о продлении срока действия статуса, могут послужить причиной для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Направляются письма – запросы о наличии или отсутствии у вынужденного переселенца и членов его семьи жилого помещения на праве их собственности, земельного участка для строительства жилого дома, предоставленного органом государственной власти или органами местного самоуправления, получение ими бюджетных средств на строительство жилого дома.
Например, 17 сентября 2010 г. у вынужденного переселенца в период действия его статуса на праве собственности была зарегистрирована 1/10 доля жилого дома, которая через 3 месяца была прекращена 13 декабря 2010 г.
В этом случае оснований для продления статуса также не имеется, так как указанной нормой закона не предусмотрен учет размера жилой площади, которая находится или находилась в собственности или на условиях социального найма у вынужденного переселенца в период действия статуса.
Таким образом, при отсутствии оснований указанных в пп.1-7 п.5 упомянутого Закона и пп. 39.1-39.7 пункта 39 Административного регламента, статус вынужденного переселенца не продлевается, так как вышеперечисленные основания относятся к видам государственной поддержки.
Более того, государственная поддержка за счет средств федерального бюджета может быть оказана только один раз.
Жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется в рамках постановления Правительств РФ от 21 марта 2006 г. №153 на 2016-2020 годы, и реализуется оно Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (далее Миннац РИ).
Одновременно хочу довести до сведения вынужденных переселенцев, что Приказом МВД России от 13.11.2017 г. №849 утвержден Порядок отмены территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне своих решений о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца отменяется в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем или для продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия в целях исключения случаев незаконного расходования средств федерального бюджета усилен контроль за продлением срока действия статуса вынужденного переселенца, гражданам, члены семей которых, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации, либо земельного участка для строительства жилого дома, предоставленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, получателями бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения.

Ю. Баркинхоев, ведущий специалист-эксперт группы по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УВМ МВД по Республике Ингушетия

№123 (12059), шоатта, 18 август, 2018 шу / Суббота, 18 августа 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *