Скоро в школу

 

Социальное обозрение

До начала нового учебного года осталось несколько дней. На рынках и в магазинах ажиотаж. Родители мечутся в поисках нужных товаров и одежды для детей школьного возраста. Мы привыкли акцентировать свое внимание на тех, кто пойдет в школу впервые, но у родителей кроме этих первоклашек есть еще дети, которых надо собирать в школу.

– У меня двое идут в 9 класс. Мальчику и девочке нужна школьная форма, а это недешевое удовольствие, и первоклассника надо подготовить, – говорит моя родственница, держа за руку мальчика. Ребенок впервые на рынке, и с интересом рассматривает окружающих. – Вот ему школьная форма нужна, а это две с половиной тысячи рублей, еще рубашки, обувь, зимняя одежда, плюс два старшеклассника. Минимум 25 тысяч надо выложить, – женщина не один уже час дотошно ищет мальчику школьную форму подешевле. У продавцов большой выбор и одежды, и канцелярских товаров, и, казалось бы, исходя из большого числа торговцев, цены должны быть приемлемые, но это только в теории.
– Торговцев стало в разы больше. Я уже 15 лет торгую. Несколько лет назад торговля была более успешной, но в последнее время люди стали, на мой взгляд, намного беднее, иначе не скажешь, — откровенничает женщина-продавец. — Много товара остается непроданным после этой школьной ярмарки. Трудно сразу нескольких детей готовить в школу, по себе знаю. У меня самой три школьника. И у оптовиков все стало дороже.
… Иду в этой толчее и воздаю хвалу Всевышнему. Мои дети давно закончили и школу, и университет. В то время школьные товары были по карману, а сейчас дороговизна. Прав продавец: покупательская способность людей снизилась, не только бензин подорожал…
Продолжаю свой поход по рынку. Впереди меня не спеша идут мужчина и женщина, с ними двое детей. Скорее всего, братья-близнецы школьного возраста. Женщина придирчиво рассматривает детскую одежду.
– Ты быстрее соображай, у меня обед заканчивается, – торопит ее мужчина.
Мать подводит одного из пацанов и примеряет на него детский пиджак. Мальчику обнова идет, и женщина решается. Купив два одинаковых школьных костюма, чета уходит. Продавец — пожилая женщина, довольная сделкой, желает покупательнице всех благ и бодрым голосом (настроение – то стало лучше) бойко предлагает прохожим свой товар.
По пути домой подсаживаю знакомую, которая водила на рынок внука. – Купили Магомеду костюм, рубашки, спортивную форму, футболки, – говорит она. Мальчик сидит рядом с ней и грызет яблоко.
– Хочешь идти в школу? – обращаюсь к ребенку.
Не задумываясь ни на миг, пацан отрицательно мотает головой. Бабушка шокирована.
— Как, ты не хочешь учиться? — начинает она допытываться, но, похоже, мальчику «по барабану», что бабушка истратила на него всю свою пенсию. Приехав домой, я еще раз спросил мальчика про учебу в школе. 7-летний Ислам немного подумал и заявил:
– Я хочу, чтобы мне купили скутер.
– Но, это очень дорогая штука, твоей бабушке надо полгода копить на него, — пытаюсь вразумить мальчишку.
— Ну и что, другим же покупают, – просто резюмирует Ислам и убегает домой…
Немалая часть будущих школьников – дети из малоимущих многодетных семей. Немногие из них ходят в детский сад. Они, как правило, предоставлены сами себе и проводят все время в нехитрых детских играх. Родители же не имеют возможности уделять им много времени. Для отца и матери важнее, чтобы их ребенок был здоров, сыт, одет и обут. Это для них реально непростая задача. Дети растут в моно-среде, при этом понимают русский язык, но говорят на ингушском. А в школе надо говорить не только на родном, но и на русском языке, и это для многих из них психологический барьер. Придя в школу, ребенок попадает в другой мир и не всегда может сразу адаптироваться в новых условиях. Вот здесь нужен талант учителя, чтобы раскрепостить ребенка, чтобы он не замыкался в себе. Педагог должен пробудить у детей тягу к знаниям, должен отмечать и поощрять детские усилия в учебе.
Пишу и ловлю себя на мысли, что все это из разряда благих намерений. Школа только дает знания, а воспитывает семья, и желание учиться должно быть тоже из семьи. Родитель и учитель должны быть заодно. Но почему-то наши родители не считают себя обязанными ходить на родительские собрания и просто бывать в школе, интересоваться учебой своих детей. Получается, одеть, обуть – пожалуйста, последний рубль не жалеем. Каждый отец и каждая мать хотят, чтобы их ребенок был отличником, но так не бывает, и внешний лоск ума не добавит, если ребенка не учить с малых лет. Ребенка надо воспитывать не нотациями, а примерами, как бы тяжело ни было родителям, иначе зачем эта беготня по рынкам и магазинам. «Воспитатель сам должен быть воспитан», — сказал еще 200 лет назад Карл Маркс.
У нас замечательные дети, добрые, отзывчивые и покладистые, и Ислам, несмотря на то, что растет без отца и не знает пока русского языка, обязательно пойдет в первый класс.
Для того, чтобы вырастить достойное, образованное поколение, надо 15 лет ежедневно и ежечасно трудиться ради своего ребенка. Воспитывать не криком и не ремнем. А ведь многие по другому не умеют…
Хотелось, чтобы наши читатели поделились своими соображениями на заданную тему. Приглашаем к диалогу родителей и учителей.

М. Ханиев

 

№128 (12064), шинара, 28 август, 2018 шу / Вторник, 28 августа 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *