ПРОСТРАНСТВО, ЗАПОЛНЕННОЕ ЛЮБОВЬЮ И МУДРОСТЬЮ

На ее судьбу выпало немало трудностей и испытаний. Так бывает у людей, обладающих цельной натурой и настоящим характером, не готовых поступаться собственными принципами и напрочь отвергающих любое приспособленчество. Жизнь раз за разом словно пытает их на прочность, чтобы потом сполна одарить подлинным счастьем. И не удивительно, что такое счастье не дается просто так. Его надо заслужить твердым стремлением жить по канонам совести, не поддаваясь никаким соблазнам и подчинив каждый день своего существования служению высоким идеалам…

ЛЮБОВЬ Мимацевна Налгиева давно снискала себе уважение и любовь окружающих. Ее глубокая порядочность, щедрость души, доброта, неравнодушие и искренность всегда привлекали к себе людей. В полной мере все грани ее удивительного характера раскрылись на педагогической ниве. Благородному учительскому труду она посвятила не один десяток лет, прививая многим поколениям своих учеников правильные представления о том, каким должен быть настоящий человек.
О чем мечталось маленькой Любе Гагиевой в далеком Казахстане, где она появилась на свет и сделала свои первые шаги? Наверное, сегодня это не так уж и важно. Мысленно возвращаясь в свое детство, Любовь Мимацевна вспоминает лишь о теплой атмосфере домашнего очага, о родительском подвиге, благодаря которому она не чувствовала себя в чем-то обделенной, о доброте казахского народа, разделившего с ингушами страшную боль, причиненную сталинщиной.
Прежде чем семья Гагиевых сумела, наконец, вернуться на Кавказ, Люба успела окончить семилетку в поселке Таволжан, что в Павлодарской области. Памятная встреча с родиной произошла у нее в 1959 году. Открывая для себя родные места, о которых она знала по рассказам отца, девочка жадно впитывала новые впечатления. У родителей забот хватало — семья постепенно обустраивалась в селе Верхние Ачалуки, — и Люба стала для мамы незаменимой помощницей по дому. Хорошо успевала она и в школе, учась уже в восьмом классе.
Вскоре Любе Гагиевой предстояло покинуть родительский дом. Видя стремление дочери к знаниям и огромное желание учиться, родители устроили ее в Урус-Мартановскую школу-интернат для горянок. В таких учебных заведениях бывшей Чечено-Ингушетии девочки имели редкую по тем временам возможность не только получить среднее образование, но и обрести навыки будущей профессии. Воспитанницы Урус-Мартановской школы горянок готовились стать учителями начальных классов.
Три года учебы в школе горянок пролетели незаметно, а на выпускные экзамены, которые предстояло выдержать Любе и ее одноклассницам, приехал преподаватель Грозненского педагогического института. Перед ним стояла задача присмотреться к выпускницам и отобрать из их числа самых перспективных и подающих большие надежды. Среди тех, на кого пал взор опытного наставника, не могла не оказаться Люба Гагиева. Ее педагогический талант и целеустремленность уже тогда давали знать о себе.
В 1964 году, вернувшись в свою Верхне-Ачалукскую среднюю школу №17 в качестве учителя начальных классов, Люба уже была зачислена на первый курс пединститута. Так, совмещая работу и учебу, она начала писать первые строчки своей педагогической поэмы.
Молодой педагог, увлеченный делом, свою состоятельность она доказывала, невзирая на все трудности. Дети сразу полюбили ее. Быстро рос авторитет Любовь Мимацевны и в учительском сообществе Малгобекского района. Ни для кого не стало неожиданностью, когда в 1968 году ей предложили перейти на работу в Малгобекский городской комитет партии.

ОСВАИВАЯСЬ в новой должности, Любовь Мимацевна, конечно, понимала, что одно дело – вести школьные уроки в классе, и совсем другое – отвечать за состояние всей школьной сферы района. Как не велика ответственность в первом случае, во втором она неизмеримо выше. Но именно ответственности она никогда и не боялась, рано научившись отвечать за свои поступки и быть требовательной к себе.
Оценив неисчерпаемый потенциал Любовь Мимацевны, партийные органы в 1971 году направили ее на учебу в Ростовскую высшую партийную школу. Учиться там представителям народов, репрессированных сталинщиной, было в ту пору не так просто. В особенности таким принципиальным, как героиня моего материала. Всегда находились те, кто мог бросить в лицо надуманные тоталитаризмом обвинения в адрес твоего народа. Резко ставить таких «правдорубов» на место — означало рисковать получить обвинения уже в свой личный адрес. Но Любовь Гагиева в таких случаях молчать не умела.
В Ростове Любовь Мимацевна познакомилась со своим будущим супругом. Осман Ахмедович Налгиев в те годы тоже учился здесь. Он был студентом экономического факультета Ростовского института народного хозяйства, который и до сей поры остается одним из самых престижных вузов Юга России. Молодую пару сблизили общность взглядов, одинаковое отношение к окружающему миру, целеустремленность и желание добиться чего-то в жизни. Осман Налгиев оказался заботливым семьянином. Конечно, на плечи этого парня легли новые нелегкие обязанности, но он был готов к ответственности и, как показали все последующие годы, обладание настоящими мужскими качествами смолоду – ценное обретение, позволяющее смело и решительно идти своим путем.
С окончанием учебы закончилось и пребывание этой молодой семьи в Ростове. Но Налгиевы не сразу вернулись в Ингушетию. В1975 году они отправились в Казахстан. К тому времени у них уже подрастала дочурка Фатима, а впереди было много больших планов и надежд. В Казахстане Любовь Мимацевна сначала работала в орготделе Краснознаменского, а затем и Вишневского райкома партии. Удачно сложились дела и у ее супруга. Казалось бы, чего еще ждать от жизни? Но тяга к родным местам однажды все-таки взяла верх. Решив вернуться на благословенную землю Кавказа, в 1980 году Налгиевы поселились в Малгобеке, чтобы уже больше никогда не покидать его.

В ГОРОДЕ нефтяников людей всегда ценили по труду, поэтому приняли их здесь как родных. Осман Ахмедович быстро нашел себе дело по душе, а Любовь Мимацевна вновь продолжила работу в горкоме партии, возглавив теперь кабинет политпросвещения. Позже ей довелось поработать и в редакции районной газеты, где она была назначена заместителем редактора.
Дом Налгиевых полон света и тепла. Осман Ахмедович и Любовь Мимацевна вырастили и воспитали шестерых детей. После их старшей дочери на свет появились Мурат, Дина, Гуля, Лейла и самый младший Хасан. Сегодня они уже взрослые, и почти все обзавелись своими семьями. Родители каждому дали хорошее образование, позволившее им найти свое место в жизни. Фатима, Лейла и Гуля, к примеру, решили пойти по маминым стопам и успешно трудятся на ниве образования и воспитания.
У Османа Ахмедовича и Любовь Мимацевны 14 внуков. Кто-то из них уже добился первых жизненных успехов, а кто-то родился совсем недавно. И нет большего счастья для бабушки и дедушки, когда по праздникам они все собираются в их доме. В такие дни из Благовещенска и Ростова приезжают со своими семьями Мурат и Хасан, едут в родительский дом со своими детьми дочери, и жизнь наполняется яркими красками настоящего человеческого счастья. В теплой семейной обстановке идут нескончаемые душевные разговоры, звучат признания в любви и радостный детский смех.
С 1993 года Любовь Мимацевна Налгиева работает в средней общеобразовательной школе №3 города Малгобека, одном из ведущих образовательных учреждений республики. До недавнего времени была она завучем начальных классов и преподавала историю старшеклассникам. Долгие годы служения профессии принесли ей известность, почет и уважение. Л.М. Налгиева награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», а также по достоинству носит высокое звание почетного работника общего образования России.
Было время, когда Любовь Мимацевна подумывала уже и об уходе из школы, но, представив себя на покое, она поняла, что не сможет без любимой работы. Ведь с таким нетерпением ждет она каждый раз завершения каникул, чтобы поскорее вернуться в класс, к своим любимым детям. Школа никак не отпускает ее душу и доброе сердце, в котором живет большое светлое чувство.

В ПЕДАГОГИКЕ нелегко достичь совершенства. И для кого-то, возможно, и послужит слабым утешением фраза из старого советского кинофильма «Доживем до понедельника»: «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Превращать доброе семя в сильные, крепкие ростки, действительно, удается не всем. Многому тут дают объяснение толстовские слова: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
— Без любви к детям работать в школе невозможно! — говорит Л.М. Налгиева. – В таком случае проще пойти торговать на рынок, чем каждый день обрекать себя на душевные муки, переступая порог класса. Не надо мучать ни себя, ни других. Учителю доверено будущее, а потому каждый из нас должен думать лишь о том, как помочь своему ученику стать лучше.
Взяв не так давно под свою опеку один из начальных классов, Любовь Мимацевна не только научила своих деток хорошо читать и писать, но и исподволь прививала им чувство собственного достоинства, внимательное и уважительное отношение друг к другу.
В ее классе три десятка мальчишек и девчонок разных национальностей, есть ребята из малообеспеченных и неполных семей, дети погибших при исполнении своего профессионального долга сотрудников правоохранительных органов. На классных часах, которые Л.М. Налгиева проводит со своими маленькими воспитанниками, часто звучат слова о дружбе и взаимоуважении, о мужестве и долге, об отзывчивости и доброте, которые всегда идут по свету рука об руку и делают окружающий мир лучше и светлее. У меня была возможность немного пообщаться с этими детьми, пока я дожидался окончания родительского собрания, но большей частью во время моего визита в Малгобекскую СОШ №3 я просто наблюдал за ними со стороны. Меня поразил их интерес друг к другу и какое-то незримое единение.
Познакомился я с мальчиком-таджиком из семьи беженцев, нашедшей пристанище в Малгобеке. Он оказался победителем недавней районной олимпиады по русскому языку. Его друг-ингуш поделился со мной не только своими школьными успехами, но и тем, как продвигаются у него домашние занятия арабским языком. Мальчишка-чеченец с удовольствием демонстрировал альбом со своими художествами, а девочка-кабардинка показывала домашние поделки из цветной бумаги и материи. У каждого ребенка оказались свои таланты и пристрастия, в которых они полностью раскрываются. Хорошим подспорьем тут, безусловно, служит образовательное пространство, которое для этих детей до краев заполнено мудростью, одухотворенностью, любовью и добротой их наставницы.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: почетный работник общего образования России
Л.М. Налгиева
Фото автора

№ 7 (12142), шинара, 22 январь, 2019 шу / вторник, 22 января 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *