Исторические корни традиционного орнаментального исскуства ингушей

Представляемая иллюстрированная книга-альбом «Ингушские национальные орнаменты» является первым научно-документальным проектом в научной публицистике Ингушетии, на страницах которого впервые происходит апробация обширного комплексного исследования, посвященного интереснейшему явлению в материальной культуре ингушей – традиционному орнаменту, имеющему древние исторические корни.

В книге-альбоме автором представлены результаты многолетних научно-полевых исследований Ингушского историко-географического общества «Дзурдзуки», акцентированных на выявление и копирование (зарисовки) материалов орнаментального характера в селениях Ингушетии, а также на архитектурных памятниках.
Автором не ставится цель изложить и раскрыть многочисленные вопросы, связанные с семантическим содержанием орнаментов и их генезисом. Эта тема отдельного исследования, и автор в настоящее время продолжает вести изыскательскую и аналитическую работу в этом направлении.
В книге-альбоме представлен весьма иллюстративный материал ингушских орнаментальных мотивов, запечатленных на камне, ткани, войлоке, дереве, металле и т.д.
Как и у других народов Кавказа, богатое местное сырье и удивительное трудолюбие, прекрасно развитое чувство понимания красоты и эстетики способствовали, наряду с промыслами, развитию в ингушской среде многогранной национальной культуры. Соглашаясь с исследователем Кавказа Л.И. Лавровым, отметим, что «развитие фольклора, мелодий, танцев и народно-прикладного искусства – творческий процесс, протекающий обычно в старом традиционном русле. Всякое искусство, в том числе и народное, не может обойтись без создания новых художественных образов, поэтому его нельзя мыслить без непрерывного развития, т.е. без творчества, которое откликается на запросы времени».
Ингушская многогранная национальная культура и традиции, развиваясь в едином общекавказском культурном пространстве и имея много общего с традициями других народов Северного Кавказа, вместе с тем, безусловно, имела в своей моноэтнической культуре и традициях отличные от других оригинальные черты. Прежде всего это выражалось в орнаментальном искусстве ингушей.
Орнаментальное искусство ингушей возникло в глубокой древности. В нем встречаются все виды изобразительных мотивов: антропоморфный, растительный, зооморфный, космогонический. В них встречаются солярные знаки, волнообразные и зигзагообразные линии, свастика, сюжетные мотивы символизирующие переходный, переломный этапы в верованиях ингушей.
Изобразительное искусство ингушей запечатлело мировоззренческие представления человека своей эпохи, философию его личностной природы, различные поверья и суеверия, одни из которых трансформировались со временем, другие – через века дошли до нас в первозданном виде.
По предметам материальной культуры ингушей мы можем проследить эволюцию этих представлений, наблюдать за трансформацией орнаментальных мотивов. В каждом промысле были свои орнаментальные особенности: на предметах гончарного промысла – волна и линии, на деревянных изделиях – преимущественно геометрический орнамент, на ювелирных изделиях и оружии – антропоморфный, зооморфный и растительный мотивы, на коврах – криволинейный орнамент, сочетающий в себе все представления о прошлом, настоящем и будущем, о «древе жизни» и тайных (высших) силах.
Необходимо отметить, что, к сожалению, большая часть материальной культуры ингушского народа была утеряна в годы депортации 1944-1957 гг. Уникальные предметы местного ювелирного искусства, оригинальные войлочные изделия,
изящно вышитые предметы одежды и многое другое не сохранились даже в музеях. Образцы старинных высокохудожественных предметов, которые собирали в покинутых горцами домах и селениях и сдавали в музеи, не учитывались и не маркировались, т.к. запрещено было упоминание депортированных народов в исторических справках, учетных документах, печати и т.д. Те коллекции предметов ингушской материальной культуры, собранные многими научными экспедициями в горной Ингушетии в 1920-е – 1930-е гг. и остававшиеся в музеях Грозненской области (созданной вместо упраздненной ЧИАССР), практически полностью пропали во время военных действий в Чечне, а те, что находятся в Осетии, труднодоступны для ингушских ученых и исследователей. Чтобы частично восстановить орнаментальные мотивы недавнего прошлого (ХIХ – середина ХХ вв.), нам пришлось собирать малоизвестные документальные и библиографические источники, редкие семейные фотографии, с помощью которых мы воссоздавали образцы некоторых орнаментальных мотивов на одеждах, ингушских узорных войлоках и др. предметах.
В первой части книги-альбома представлены образцы ингушских
войлочных ковров-«истингов», «хетта ферт» и сохранившиеся сведения о мастерицах-ковровщицах, а также образцы ингушской народной вышивки.
Во второй части рассматриваются предметы, изготовленные ингушскими мастерами по металлу, дереву, керамике и др.
Завершающая часть книги-альбома посвящена обработке камня (каменное зодчество) и применению его в архитектуре ингушей.

Танзила Дзаурова

№ 85-86 (12220-221), шоатта, 15 июнь, 2019 шу / суббота, 15 июня 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *