Нравственная культура ингушей

Среди этических норм нравственная культура и культура поведения у ингушей занимает одно из ведущих мест.
Это есть совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и нравственные нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают что именно люди должны делать, то культура поведения учит, каким конкретно образом должны осуществляться в поведении требования нравственности, как внешне должно проявляться поведение человека. Нравственные нормы должны органично, естественно и непринужденно сливаться с образом жизни человека, стать его повседневным неотъемлемым жизненным правилом. Испокон веков, где бы человек ни был — в семье или в общественном месте, в гостях или в пути, у ингушей высоко ценились такие качества, как верность, выполнение обещаний, искренность, умение недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком понятии нравственность — это все области внешней и внутренней культуры человека, т.е. этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах и т.д. Этика требует от личности культуры речи, умения грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.
Многие помнят времена коммунизма, когда мораль и нравственность еще как-то культивировались. Со временем нравственность и мораль превратились в скучный навязчивый догмат. Современный молодой человек воспринимает их как что-то пройденное, устаревшее и ненужное. Как ребенок вырастает из своей одежды, и она ему уже ни к чему, так и многие отбросили нравственность как пройденный этап. Сейчас о морали и нравственности вообще не говорят. Может, это что-то искусственное, что мешает свободно жить?
Давайте задумаемся, с кем бы мы хотели общаться, работать, жить. С нравственным человеком или безнравственным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, кто такой нравственный человек, и что такое нравственность. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова находим: «Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». А что это за внутренние качества? Это, прежде всего, чистота, милосердие, аскетизм, правдивость.
Чистота — это не только внешняя опрятность, но и чистота помыслов и мотивов. Милосердие, милое сердце — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Аскетизм (подвижничество) — умение отказаться от чего — то ради кого-то или возвышенной идеи, способность пожертвовать своими удобствами и комфортом ради других. Правдивость же значит быть честным и перед другими, и перед самим собой. Потому что человеку свойственны четыре недостатка: склонность обманывать других, впадать в иллюзию (самообман), допускать ошибки в своих рассуждениях и ограниченность восприятия человеческих чувств. Склонность обманывать других и впадать в иллюзию рождаются из привязанности к вещам и планам. Когда же возникает опасность потери нашей привязанности, мы можем прибегнуть к обману.
Так кто же такой нравственный человек? Тот, кто продолжает жить в соответствии с этими качествами, даже если это непрестижно, невыгодно, сложно или накладно. Такой человек не будет поступать двулично, говоря одно, а делая другое. Он не завистлив, потому что больше склонен отдавать, чем брать.
Кто же такой безнравственный человек? Тот, кто может предать, когда это будет ему выгодно. Он оставит вас в самый трудный момент. Его дружба показная, а любовь неискренняя.
С самого рождения человек включается в общение. Первоначально это общение младенца с матерью и взрослыми; к 4-5 годам у ребенка складывается потребность общения со сверстниками, которое играет в его развитии не меньшую роль, чем взаимоотношения со взрослыми. Это общение носит естественный характер: в отношениях со взрослыми ребенок пассивен, эти отношения им слабо осознаются и обдумываются; общение со сверстниками — ситуативное, конфликты и недоразумения в контактах поверхностны, легко переживаются и скоро проходят.
Совершенно меняется картина в переходный возраст, это в полной мере обнаруживается к 14-15 годам, когда и юном человеке просыпается «чувство взрослости», он как бы открывает в себе внутренний мир переживаний, мотивов, личных предпочтений; он открывает себя, и это открытие нередко выражается в сознании своей неповторимости и уникальности. Соответственно перестраивается и общение: в отношениях с товарищами уже нет былой непосредственности, отношения с родителями и другими близкими родными, оставаясь по форме простыми и безусловными, наполняются новым содержанием. Все это необходимо учитывать родителям и тем, кто связан с этой категорией молодых людей.
В этот период у юношей и девушек наступает момент, когда они должны соблюдать правила хорошего тона и поведения, которые призваны регулировать безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения и поведения.
Нравственная культура общения требует вежливости и тактичности. Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Иными словами, вежливость — это поведение в соответствии с достоинством данного человека. Для этого нужна культурная среда. Культура бывает нравственная и безнравственная; существует также бескультурье.
Нравственная культура основана на тех качествах, о которых говорилось выше: милосердии, чистоте и т.д. Люди, воспитанные в такой культуре, очень дорожат временем, они стремятся посвятить свою жизнь самосовершенствованию и помощи другим. Отношения для них — самое главное. Такие люди исполняют свои обязанности из чувства долга. В таком обществе царит атмосфера удовлетворенности и спокойствия.
Безнравственная культура поощряет поступки, продиктованные желанием обогатиться разными нечестными способами. Все отношения построены на корысти: «ты — мне, я — тебе», а чаще «я выигрываю, а ты проигрываешь». Люди выполняют долг, если это соответствует их планам.
Несоответствие моральных принципов реальным условиям способствует появлению так называемой «двойной морали». В ней различаются, с одной стороны, мораль напоказ, когда человек предъявляет обществу значительные нравственные требования, говорит высокопарные слова о необходимости их соблюдения, а с другой — мораль для себя, когда он приспосабливает эти требования, а подчас нарушает их для удовлетворения эгоистических корыстных желаний.
Есть и бескультурье — отсутствие каких-либо целенаправленных мер, связанных с развитием человеческого сознания и формированием общества как единого организма. Каждый сосредоточен на себе и живет, как ему вздумается. Процветает алкоголизм, наркомания и разврат. Люди заявляют о своих правах, отказываясь выполнять свой долг. Отношения между людьми построены на насилии и обмане. Часто нравственные принципы присутствуют лишь формально, внешне, на словах.
Обратимся к нашему прошлому. В процессе конкретно-исторического развития общества у ингушей формировались различные по своему содержанию и значению нравственные ценности, в которых отражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, счастье и горе, чести и бесчестии и т.п., с их помощью человек мог оценивать конкретные житейские ситуации, поступки и поведение. В этих представлениях, понятиях фиксировалось определенное отношение людей к явлениям и процессам нравственной жизни, выражавшее их одобрение либо осуждение.
У кого она была, в ком воспитывалась с малых лет с молоком матери, она сохранилась и поныне. Несмотря на все деформации общества, народ хранил, и будет хранить этическую нравственность.
Стабильность современного состояния нравственной жизни требует решения триединой задачи: переоценки существующих нравственных ценностей в республике, всеобъемного отражения в них реальной жизни; перестройки сознания личности, поворота его от закоснелых, бездейственных идеалов и норм к критическому осмыслению реальности, активному восприятию всего прошлого и нового, прогрессивного; проведения радикальных преобразований всей системы общественных отношений на базе общечеловеческих ценностей, теоретически разработанных и конкретизированных применительно к различным видам деятельности. То есть мы должны иметь национальную идеологию по воспитанию подрастающего поколения на основе религиозно-нравственных принципов.

М. БАРАХОЕВ

№ 122-123 (12257-258), ера, 22 август, 2019 шу / четверг, 22 августа 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *