Характер нации запечатлен в одежде

Если сегодня посмотреть на фотографии столетней давности, можно безоговорочно заметить изменившуюся атрибутику и дизайн ингушской повседневной одежды. Привычный костюм и нарядное платье вытесняли на протяжении нескольких десятков лет этнический образ одеяния ингушей. Сцена — единственное место, где в различных постановках и музыкальных представлениях еще играет какую-то роль национальный костюм, будь это мужской или женский. В остальном мы не особо отличаемся от российского жителя в выборе повседневной одежды. Ну честно, не в бурке же на работу ходить.

 

 

 

Если сравнивать изменение национальной одежды и ее вытеснения из этнической массы населения, то хорошим примером тому будет наш ингушский язык. Ведь ингушское письмо тоже в своем роде заняло свою нишу и на грани, можно так утверждать, исчезновения, как и наш национальный дресс-код. Чем же не возлюблен нашим населением родной язык и что способствовало упрощению ингушской национальной одежды? Я считаю, что этими вопросами должны заниматься и так называемая элита Ингушетии, и простой народ, если не хотят потерять, в конце концов, идентичность своей национальности.

То что мы все патриотически выкрикиваем, какие мы ингуши и цены нашим союзным отношениям нет, это хорошо и интересно. А вот доказать и показать на деле наш ингушский патриотизм, на мой взгляд, не каждый осмелится.

Что можно предпринять для того, чтобы ингушский костюм (мужской и женский), пусть и немножко в иной форме, опять внедрился и в повседневную жизнь, и в светскую суматоху праздничного дня? В этом случае большую роль играет пропаганда ингушского образа именно в выборе нарядной одежды с правильно выбранными и подобранными элементами на телевидении, на любой ярмарке, где скапливается большое количество людей и в кругу схода самого населения.

Также, свадебный процесс мог бы повлиять на внедрение в нашу жизнь национального сегмента в выборе наряда и нарядной одежды, если бы наши так называемые светские люди выбирали и покупали дизайнерскую одежду у местных дизайнеров, которые как раз таки работают в этом направлении, сохранение ингушских элементов и ингушской характерной черты в женском и мужском наряде. Когда мы выбираем турецкое и итальянское производство и покупаем его за бешеные деньги, пренебрегая тем самым местным и национальным, которое не менее качественное и стоит не дороже, то национальный и традиционный костюм ингушской идентичности забудется так же, как и материнский язык. А это уже один из предпосылков исчезновения самой нации.

Я не настаиваю на том, чтобы мы все переоделись в кафтаны или черкески, вовсе нет. Мне просто обидно за моду и судьбу традиционного костюма. Ведь сам ингушский костюм трансформировался и изменялся на протяжении многих лет. Но надо отметить то, что он не потерял своей изящности и ингушской идентичности. Эта особая черта как раз таки прослеживается очень четко в женском наряде, где один из элементов  — это оригинальный головной убор, так называемый «курхарс».

Если вернуться к началу XIX века и описать мужскую одежду, то можно увидеть ухоженный, культивированный и изысканный наряд. Наряд этот состоит из  короткой черкески («чокхи») с газырями, длинных штанов, плотно прилегающих внизу к щиколотке, из темно-коричневого неплотного сукна. Молодые предпочитали темно-зеленый или темно-синий окрас черкески. А пожилые и старики предпочитали серый окрас. Мужчина, идущий на смерть, одевал себя в красный оттенок, тем самым предупреждая всех окружающих о своем решении. В этом случае можно придраться к нашим постановщикам национальных танцев, где этот красный цвет мелькает чуть ли не во всех танцевальных постановках и несет большое недоумение и неправильную трактовку самого танца.

Если бы наше население придерживалось важных элементов одежды того времени, то пожилые и старики не смели бы одевать костюм другого оттенка, кроме как серого. Мужчины лет 40-50-60 были бы заметны в цветовой гамме коричневого и черного цветов. А молодые были бы одеты в темно-синий или темно-зеленый окрас. Увы, эти познавательные и характерные черты утеряны и вместе с ними целый комплекс красивой и культовой атрибутики ингушской принадлежности.

Если посмотреть на наряд ингушей сегодня при выходе в свет, то можно утверждать, что ингушский костюм — комплекс традиционной национальной одежды, обуви и аксессуаров, использовавшийся ингушами в повседневном и праздничном обиходе. Как раз таки акцент делается на форму слова «использовавшийся», из чего можно исходить, что сегодня ингушский костюм потерял свою актуальность и зрелищность в народе.

Единственные элементы отличия от других наций, сохранившиеся у нас по сей день, это тIexкapдехкар или тIexкapлеладар (ношение пояса) у мужчин. У женщины, к сожалению, уже утерян значимый аксессуар для обозначения статуса — головной убор: полоски и косынки. По этому признаку головного убора можно было различить замужнюю девушку от незамужней. Также очень изменился свадебный женский костюм. Раньше он был более закрытым и оценивался как женская черкеска. Сегодня это уже более открытое и европейское платье, где шея и руки открыты, а также не совсем покрыта голова.

В национальной ингушской одежде очень много элементов, важных признаков и аксессуаров различия между замужней и незамужней девушкой, между вдовой и женщиной при муже, молодежью и стариками. Со временем теряются и различия между рабочей, повседневной, траурной и праздничной одеждой. Все это говорит о безразличии к ингушской истории нашим населением и равнодушии к ингушскому этикету, который в выборе правильной одежды сегодня намного актуальней, чем в былые времена.

В нашем случае мы можем свободно утверждать, что советская мода, а через нее и европейская, очень повлияли на такую проблему, как исчезновение ингушской одежды из обихода наших людей. Девушки заменили черкеску на обтянутое платье, мужчины поддались соблазну простого пиджачного костюма. Вот и все! Осталось открыть свободное окно в Европу и прощай родная Ингушетия! Хотя в процессе распространения такого течения, как «новый ислам», наши девушки выбирают хиджаб в обтяжку, а мужчины отращивают бороду, сочетая это с ноской обуви на босую ногу. К чему это приведет и как это отразится на национальном костюме, покажет время.

 

Аслан МУТАЛИЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *