Г1АЛГ1АЙ МЕХКА КЪАМАН ЮКЪАРА ГАЗЕТ

Больше двух половинок...

«И нам достаточно

до гроба

Двух тел

для сердца одного.

Да будет свято

их родство!»

(«Лейли и Меджнун»

Низами Гянджеви)

По законам физики в одно и то же время в одном и том же месте не может находиться одновременно два предмета. Так как в таком случае в одном сердце человека может умещаться любовь сразу к двум женам?

Любящие друг друга муж с женой, ставшие одним целым — что может быть прекраснее? Пожалуй, ничего на свете. Именно от них, этих двоих, идет все остальное — рожденные в любви дети, материнство и отцовство, красивая, достойная жизнь и старость.

В современном ингушском обществе стала наблюдаться тенденция к возрастанию количества случаев двоеженства. Эта практика, конечно, далеко не нова для нашего и для многих других в мире народов, но всегда вызывает множество резонирующих между собой эмоций и вопросов.

Главный вопрос: «Что представляет из себя многоженство с точки зрения нашей религии на самом деле?»

Наверное, не будет удивительным высказывание о том, что в большинстве случаев стремление «быть религиозным» со стороны многих людей достаточно однобокое. И если в одном направлении человек абсолютно безразличен к точке зрения ислама, то в другом, которое ему прельщает выгоду, он становится ярым «верующим». Но все это на словах. Что же говорить о поступках?

Если быть откровенными, часто случается сегодня, у некоторых мужчин, идущих на многоженство, в мыслях нет ничего, связанного с тем, что сказано в Священном Коране. Ведь он должен по справедливости обеспечить равенство отношений к своим супругам во всех аспектах человеческого бытия. А бывает так, что человеком движет в основном не более чем обыкновенное «хочу». Неспроста крайняя редкость — дружные семьи с двумя и более женами.

Сегодня, за исключением редких случаев, если человек ведет в дом вторую жену, то он с точностью понимает, что одну семью разбивает.

Многоженство, или полигамия, откуда оно взялось?

Как отмечено на таких известных и авторитетных религиозных сайтах как islam-today.ru и umma.ru, если обратиться к истории, то можно увидеть, что почти во всех древних обществах полигамия имела место. Преобладание женского населения по численности и уменьшение количества мужчин из-за войн толкало людей к практике многоженства. Таким образом, в каждом обществе за время существования человечества многоженство становилось сначала необходимостью, потом нормой. Еще позже в некоторых обществах в вопросе полигамии, появившейся, как мы уже говорили, из-за необходимости, начинались злоупотребления. Многоженство, вначале дозволенное и появившееся для решения некоторых социальных и моральных проблем в обществе, в последующем превращалось в практику, попирающую права женщин, играющую их честью и достоинством. Другими словами, система, изначально созданная для защиты женщины и ее прав, со временем превращалась в средство эксплуатации женщин. Иметь много жен стало модно и престижно.

Практика многоженства была широко распространена среди арабов до прихода ислама. Эта практика была жутко несправедливой, и в ней не было места такому понятию, как права женщины. Мужчины заводили гаремы с сотнями женщин, делали из них рабынь, продавали и издевались над ними как могли — все это свидетельствовало о страшном падении нравов людей. Ислам, призванный нести мир и справедливость и следить за соблюдением человеческих прав на самом высоком уровне, не мог оставаться безучастным к полигамной анархии, творившейся в те времена. Поэтому Всевышний Аллах обозначил аятом границы дозволенного в вопросе многоженства, положив конец несправедливости и анархии в арабском обществе, которое уже переполнялось брошенными, одинокими женщинами, которых использовали, а потом просто выгоняли: «…женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен [на войне с неверными]. Это ближе [к религиозному закону], если не хотите уклониться от него» (ан-Ниса,3).

Как вы уже заметили, ислам не вводил практику многоженства, а наоборот, установил ограничения, определив максимальное количество жен и некоторые правила, защитив тем самым права женщин и упорядочив систему. Нам следует правильно понимать практику многоженства в исламе.

Как мы говорили, некоторые люди, не знающие эту самую практику в этом вопросе и не до конца понимающие все смысловые тонкости аятов, попадаются на заведомо ложную пропаганду и совершают ошибки. Эти люди убеждены в том, что ислам ущемляет права женщин, и многоженство является обязательным. Хотя третий аят суры «ан-Ниса» достаточно ясен: многоженство всего лишь дозволено Всевышним Аллахом. Другими словами, это не общее правило, а разрешение.

Если мы обратим внимание на конец аята, то увидим, что в вопросе многоженства Всевышний Аллах ставит условием соблюдение справедливости. Причем справедливости и материальной, и нематериальной. Всевышний Аллах говорит: «Если вы боитесь, что не будете справедливы, то довольствуйтесь одной». В браке важным условием является справедливое отношение мужчины к своей супруге.

Зная сущность своего создания, Всевышний Аллах говорит: «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонным [к одной], оставляя [другую] заброшенной. Если же вы исправите [свои прегрешения относительно жен] и будете богобоязненны, то ведь Аллах – прощающий, милосердный» (ан-Ниса, 129).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «У кого будут две жены, и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела. То есть ему придется отвечать за этот серьезный грех пребыванием какое-то время в Аду]». Позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил.

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств.

И все же человек, намеревающийся создать вторую семью, должен учесть все общественные нюансы, а также понимать, что женщина-мусульманка имеет опекуна, будь то отец, брат или другой близкий человек, который, если он сознательный, так просто не отдаст ее второй женой. Ведь женщина в исламе уважаема.

Теперь о реалиях. У нас в Ингушетии ответственного отношения к семейным обязанностям порою нет даже с одной женой, что уж говорить о двух? Некоторые мужья могут спокойно позволять себе не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, в то время как жена будет работать, порой на двух работах. При этом она будет успевать вести и все домашнее хозяйство.

В какой-то момент мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он полагает, больше будет отвечать его запросам, или разведется с первой, и женщина уйдет в дом своих родителей, оставшись безо всего. На сегодняшний день в арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права, и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же иногда бывает так, что грань между незаконной связью и второй женитьбой очень тонка. Некоторые люди не понимают, что значит завести вторую семью.

Мы проводили опрос среди читателей газеты в социальных сетях, где задавали вопросы: женщинам: «готовы ли вы сегодня стать одной из жен?», и мужчинам: «готовы ли вы, будучи женатым, привести в дом еще одну жену?» Вскоре после выставления вопроса на разных сайтах мы получили около тысячи комментариев. За исключением единиц, все мужчины отвечали, что «хоть сегодня» готовы жениться вторично, а женщины в своих ответах разделились на две категории: категорически несогласные и допускающие подобное в своей жизни, однако с выставлением при этом ряда условий как в отношении супругов, так и в отношении других жен. «Пускай женится, мне как раз нужна домработница», «Я согласна на вторую жену, если я буду жить отдельно, муж будет полностью меня обеспечивать и я никогда не буду видеть другую жену» и так далее. При этом все согласные с многоженством ссылались на нашу религию.

Проблема в том, что 90% высказанных мнений не имеют никакого отношения к тому, что подразумевается нашей религией, в которой семья, человеческие чувства и душа представляют собой огромную ценность.

Некоторые забывают о том, что каждый из нас, как мужчина, так и женщина в первую очередь в соответствии с требованиями нашей религии должны быть хозяевами своих желаний, мыслей, воли и характера. И, как для людей верующих, для всех нас после женитьбы и после замужества должны перестать существовать посторонние мужчины и женщины. Мы должны думать о сохранении духовной связи и взаимопонимания с теми, кого уже избрали в качестве своих супругов, ради сохранения своих семей, воспитания в них здоровых физически и морально детей.

Духовно неполноценен тот верующий мужчина, который не умеет владеть собой, быть сильным (характером), надежным и верным человеком. И особенно жалок тот, кто слаб, бегая от женщины к женщине, ссылаясь на то, что его все время тянет смотреть по сторонам.

Некоторые оспаривают и то, что, женясь вторично, им следует сообщать и брать согласие на это от своей первой жены. Таким хочется сказать следующее.

Канонически согласие первой жены необязательно, но житейски, с точки зрения духовной практики и спроса в Судный День (сохранение первой семьи и взаимопонимания в ней), оно необходимо, обязательно. К тому же одним из условий никяха является его разглашение, во избежание смуты.

Если человек не хочет терять свою первую жену, причинять боль ей и своим детям, тогда ему следует оставить посторонних женщин и навсегда перестать думать о них.

В Коране есть следующий аят:

«И когда приукрасил им Сатана их поступки (дела), сказал: «Сегодня вы непобедимы! [Это, кстати, могут быть и «необузданные» чувства влечения, пробудившиеся, например, у женатого мужчины к другой женщине: «Ваши чувства прекрасны, естественны, вы созданы друг для друга!..» и т.п.] Я [продолжает Сатана свои нашептывания] рядом с вами [будьте уверены, все в порядке, если что — помогу, поддержу!]». А когда две стороны уже увидели друг друга [когда человек настолько близко подошел к опасной черте, что уже перешагивает ее и обратного пути не остается; видит истинное положение дел], Сатана начинает пятиться назад [незаметно удаляется]. [Когда же ему напоминают его обещания о поддержке и покровительстве, то есть когда люди понимают горечь последствий своих ошибок, что их обвели вокруг пальца, что за их напускной бравадой и неуемными, «ошеломительными» чувствами стоит именно искусный художник и «декоратор» Сатана, они начинают поносить его, а] он говорит: «Я чист! [Не имею никакого отношения ни к вам, ни ко всему этому (разгоревшемуся конфликту, братоубийству или совершаемому греху)]. Я вижу то, чего вы не видите. [В порыве чувств вы не задумываетесь о последствиях, а я четко знаю, чем все это закончится (горем, обидами, побоями, разбитыми сердцами).] Я [продолжает Сатана], поистине, боюсь Господа. Он сурово наказывает» (Св. Коран, 8:48).

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: фитна Даджаля распространится повсюду, и никто не убережется от нее, кроме нескольких верующих. Мусульманам особенно надо обратить своё пристальное внимание на свои семьи, чтобы минимизировать смуту, которую сеет антихрист Даджаль.

Своих близких и в первую очередь себя наставлять по этому поводу и оберегать от соблазнов этого дунья. Шайтан (аузу билляхи) создаёт все условия для того, чтобы разваливать общины, родственные отношения и семьи. Даджаль — его оружие. Слава Аллаху и хвала Ему, за то что он нам дал и указал все способы защиты от происков шайтана и Даджаля. У шайтана главнейшая задача — поссорить, развести супругов. Об этом нужно знать и помнить каждому мусульманину.

Н. ГОРСКАЯ

20.11.2017 17:52
138

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...