Г1АЛГ1АЙ МЕХКА КЪАМАН ЮКЪАРА ГАЗЕТ

ОБРАЗОВАНИЕ Абакур ЧАПАНОВ: «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

Сразу после заступления на должность директора школы (а было это два десятка лет назад) Абакур Магометович Чапанов распорядился выкрасить панели во всех школьных помещениях светлой краской. Технички воспротивились было этому, опасаясь, что у них прибавится работы. Но новый директор был непреклонен: детям нужно больше света! Прошло какое-то время, и школа по-праздничному преобразилась. Такого ошеломляющего эффекта никто не ожидал. Каждый день, оказываясь в, казалось бы, давно уже привычных школьных стенах, и взрослые, и дети стали чаще улыбаться. Улыбался и сам директор, столь решительно прогнавший серые тона из школьных будней. Кто знает, возможно, так ему удалось реализовать свою давнюю детскую мечту, ведь когда-то он тоже учился здесь...

ПЕРВАЯ встреча с родным селом Верхние Ачалуки у Абакура Чапанова произошла в четырехлетнем возрасте. Именно столько лет исполнилось ему в 1959 году, когда семья Чапановых, как и все ингуши, вернулась на Кавказ из долгой казахстанской ссылки. Детство маленького Абакура проходило под ласковым солнцем Родины. Оно было безоблачным и счастливым. А наступившая вскоре школьная пора запомнилась ему поддержкой и мудрыми советами опытнейших педагогов. В этом смысле повезло многим поколениям сельских мальчишек и девчонок — благодаря их школьным наставникам, в средней школе №17 всегда ярко горел огонь знаний и каждому воспитаннику изо дня в день прививались лучшие человеческие качества.

В 1973 году, окончив Верхне-Ачалукскую СШ №17, Абакур Чапанов сразу же поступил на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого. Хороший багаж знаний, которым снабдили его талантливые сельские учителя, помог вчерашнему школьнику без труда преодолеть вступительные испытания в вуз и продолжить свое образование.

За учебу юноша взялся с присущей ему увлеченностью. Так незаметно и пролетели студенческие годы. В свою родную школу Абакур Чапанов вернулся уже с университетским дипломом. Здесь молодому специалисту сразу доверили один из самых ответственных участков работы – он был назначен завучем по учебно-воспитательной работе. Конечно, нелегко пришлось ему на первых порах, однако его становление в профессии сложилось более чем успешно. Сыграл в этом свою роль и характер Абакура Чапанова, не знающий слабых сторон. Не случайно ведь умудренные опытом коллеги говорят сегодня, что в нем всегда присутствовала необычайная требовательность к себе.

Хорошим подспорьем для молодого педагога оказались в те годы также свойственные ему энергичность, настойчивость и целеустремленность. Но есть у Абакура Магометовича Чапанова еще один секрет успеха. «Школа не приемлет людей равнодушных и случайных, — убежденно говорит он. – Надо по-настоящему любить свою профессию, любить детей – без этого наша работа теряет всякий смысл и превращается в тяжелейшую каторгу, которую вряд ли кто-то долго выдержит».

Между тем, преданность Чапанова профессии уже давно прошла испытание временем. Отмечена она и высокими званиями. Абакур Магометович – почетный работник общего образования России и заслуженный учитель Республики Ингушетия. Он один из ярких представителей той элиты ингушского образовательного сообщества, которая ведет за собой других, у которой учатся и перенимают опыт начинающие педагоги. И это, наверное, о таких людях, людях с негаснущим огнем в сердцах, писал когда-то Лев Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Никто не станет спорить с тем, что увлеченность каким-то делом всегда дарует творческой натуре свои положительные плоды. Но пример Абакура Чапанова в этом смысле по-особому вдохновляет. В 2006 году СОШ №17 под его руководством принимала участие во Всероссийском конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам конкурса Верхне-Ачалукская школа получила официальный титул лучшей школы России, и ей был присужден Президентский грант в размере одного миллиона рублей. Средства пошли на укрепление материально-технической базы учебного заведения, и по сути, это стало вторым рождением сельской школы, переживавшей не самые лучшие времена.

— Абакур Магометович обладает особым даром, – говорит начальник управления образования Малгобекского района Амина Богатырева. – Он умеет не только вступать в диалог с детьми и коллегами, но и выражать свою позицию широкой аудитории, включая органы власти. Он, безусловно, инициативный руководитель, обладающий высоким педагогическим мастерством. Благодаря его усилиям в СОШ №17 создана атмосфера постоянного творческого поиска эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Будучи руководителем, А.М. Чапанов уделяет большое внимание комплектованию школы опытными педагогическими кадрами. Учителя здесь стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением и создают на своих уроках оптимальные условия для самовыражения детей. Педколлектив под началом своего директора проявляет живое мышление и способен комбинировать известные системы обучения, преобразуя их в новые.

Основную часть коллектива составляют учителя с повышенной способностью к саморазвитию. В СОШ №17 работают одиннадцать заслуженных учителей Республики Ингушетия, шестнадцать почетных работников общего образования Российской Федерации и четыре обладателя Президентского гранта. Одним словом, кадровый потенциал школы очень высок. При этом около 80 процентов педагогов являются выпускниками этой же школы, окончившими ее в разные годы. Это уже само по себе может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.

Директор поддерживает учителей во всех их начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске и обеспечивает им повышение квалификации. Если говорить по большому счету, в СОШ №17 сельского поселения Верхние Ачалуки уже давно сложились свои добрые традиции. К примеру, по итогам каждого учебного года здесь определяют учеников года. Имена лучших учащихся называются в трех номинациях – «Учеба», «Спорт» и «Культура». Действует в школе и программа «Одаренные дети», в рамках которой стали традиционными различные конкурсы и предметные олимпиады. Тематические выставки рисунков, проведение школьной научно-практической конференций, участие в районных олимпиадах, в республиканских и всероссийских конкурсах – все это тоже заслуга как учителей, так и директора.

Стараниями Абакура Магометовича Верхне-Ачалукская школа уверенно вышла на международный уровень обучения. В свое время воспитанники этого образовательного учреждения принимали участие в III Международном конкурсе детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город». Ашат Цыздоева, Султан Кузьгов, Магомед Кузьгов и Мадина Арсамакова лидировали в номинациях «Мой любимый город» и «Город вечной красоты». Сейчас они уже выпускники, каждый определился со своей дорогой во взрослую жизнь, а Султан Кузьгов и Магомед Кузьгов получают художественное образование в Санкт-Петербурге. Блещут ребята из СОШ №17 и на международных спортивных аренах. К примеру, Ахмед Беков занял первое место на XIII Международном турнире по дзюдо «Невские звезды».

Осенью нынешнего года СОШ №17 была удостоена одной из наиболее значимых общественных наград в области образования, став обладателем золотой медали лауреата конкурса «100 лучших школ России». Заслуги Абакура Магометовича были при этом отмечены почетным знаком «Директор года-2017» с присвоением звания «Почетный член Международной академии качества и маркетинга».

Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» и конкурс «100 лучших школ России» проводятся в нашей стране с 2012 года. Лауреатами конкурса становятся те школы, которые добиваются наивысших результатов и успехов в образовании. Эти знаковые мероприятия продолжают традицию форумов по вопросам образования, начатую в 2004 году конкурсом «100 лучших вузов России».

Форум «Школа будущего» традиционно проходит в Санкт-Петербурге и уже успел стать неформальным съездом директоров российских школ и специалистов в области образования. Особый статус придает ему и тот факт, что проводится он при поддержке и участии комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, комитета Государственной Думы РФ по образованию, комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, а также Министерства образования и науки России.

Абакуру Магометовичу Чапанову, отправившемуся в северную столицу, конечно, было чем поделиться со своими коллегами, возглавляющими лучшие российские школы. В рамках VI Всероссийского образовательного форума у него появилась прекрасная возможность рассказать о своем видении проблем современного российского образования представителям государственных органов федерального и регионального уровней, руководителям экспертных и других общественных организаций, ученым, представителям академической научной среды.

— Победа в конкурсе «100 лучших школ России», несомненно, укрепила деловую репутацию и имидж образовательного учреждения, которым руководит А.М. Чапанов, — говорит начальник управления образования Малгобекского района Амина Богатырева. – Не могу не отметить, что в СОШ №17 все последние годы стабильно сохраняется на допустимом уровне степень обученности учащихся, составляя по классам от 80 до 100 процентов. Количество отличников составляет 9-10 процентов от общего количества воспитанников, окончивших учебный год на «хорошо» и «отлично» — 28 процентов. С 40 до 45 процентов выросли за этот период результаты поступления выпускников в вузы. При этом ребята хорошо проявляют себя не только в республике, но и за ее пределами...

День моего визита в СОШ №17 выдался не по-зимнему солнечным и теплым. Но он показался мне по-настоящему весенним, когда я соприкоснулся с теплотой души Абакура Магометовича, искренней отеческой любовью этого замечательного педагога к своим юным воспитанникам. К концу нашей беседы у меня сложилось такое впечатление, что и рассказывал-то он больше не о себе, а о них, своих учениках. Нужно было просто видеть ту неподдельную радость в его глазах, когда он говорил об успехах выпускников школы. Заур Беков учится в Рязанском десантном училище. Хасан Чергизов уже стал прекрасным хирургом и работает сегодня в Малгобекской ЦРБ №1, а Иса Саутиев проходит ординатуру в Москве. Жансу Богатырева учится в Кемеровской медицинской академии, а Малика Шадыжева – в Саратовской. Лейла Саутиева поступила в МГУ, она будущий искусствовед, а Адам Саутиев уже на пятом курсе Санкт-Петербургской военной академии инженерных войск. Зарида Бекова поступила в Новосибирский медицинский университет, а Ислам Саутиев и Ахмед Саутиев окончили Воронежскую высшую школу МВД России. Хаваж Беков изучает архитектуру в Астраханском госуниверситете, а Магомед-Башир Юсупов прокурорское дело в Саратове… Впрочем, перечислить всех ребят, о которых рассказывал мне А.М. Чапанов невозможно.

На прощание, словно по какому-то наитию угадав мой последний вопрос, Абакур Магометович с улыбкой произнес:

— Трудных детей не бывает. В каждом ребенке живет чистая незамутненная душа, и при любых обстоятельствах достучаться до нее педагог просто обязан. Детям нужно доверять, считаться с ними, уметь слышать их мнение. И ни в коем случае нельзя унижать их достоинство. Нам доверено будущее нашего народа, будущее нашей республики и страны. В этих стенах проходит становление личности и от нас, учителей, во многом зависит, каким будет завтра наше общество...

Вот так и служат образованию настоящие педагоги, подумалось мне. Пока кто-то другой бесконечно сетует на трудности времени или издержки семейного воспитания, дурное влияние интернета или телевидения, эти люди изо дня в день вершат свой тихий подвиг, бережно согревая незащищенные детские сердца.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: директор СОШ № 17 с.п. Верхние Ачалуки А.М. Чапанов со своими учениками

Фото автора

15.12.2017 15:51
197

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...