ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИНГУШСКОГО НАРОДА

Научный семинар «Депортация: историческая память народа в лицах и фактах», посвященный 76-й годовщине сталинской депортации ингушского народа, прошел в минувший вторник в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. Наряду с представителями общественности и ведущих средств массовой информации республики, в этом семинаре, подготовленном отделом социально-политических исследований, принимали участие депутат Народного Собрания Республики Ингушетия Жансурат Аушева, заместитель директора Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова Заретхан Плиева, заместитель генерального директора по научной работе Национальной библиотеки РИ им. Дж.Х. Яндиева Марет Плиева, главный специалист отдела национального образования Министерства образования и науки РИ Адам Ганижев, специалист-эксперт ОВР ОМПО УРЛС МВД РИ Малика Богатырева, а также пресс-секретарь Миннаца РИ Фатима Мислаурова.

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ сталинщиной народы прошли через тяжелейшие испытания и утраты. Страшное преступление против целых народов представили, как защиту безопасности страны, распространив и угнездив в сознании людей миф о неблагонадежности высланных народов. Вслед за физической расправой началось уничтожение памяти о народах, подвергшихся сталинскому геноциду, уничтожались культурные и исторических памятники, книги, архивы, рукописи, фольклорные тексты, книги и рукописи на национальном языке, литература и периодические издания с любыми упоминаниями об этих народах. 23 февраля 1944 года молох сталинских репрессий обрушился на ингушский народ.

Документы, связанные с депортацией, длительный период находились под грифами «Совершенно секретно» и «Разглашению не подлежит», поэтому до настоящего времени эта тема остается малоизученной в отечественной истории. Между тем, у участников научного семинара, состоявшегося в ИнгНИИ гуманитарных наук, была возможность ознакомиться с уникальными архивными материалами, оказавшимися в распоряжении научных сотрудников института. На протяжении многих лет они ведут поиск документов, связанных с периодом депортации ингушского народа, в архивах нашей страны, а также Казахстана и Средней Азии, накопив за это время огромный пласт материалов, проливающих свет на самые трагические страницы истории ингушского народа. Среди них – фотодокументы периода депортации, личные дела разных категорий выселенцев – мужчин, женщин, а также воспитанников детских домов, копии оригиналов отдельных документов по их хозяйственно-трудовому и правовому положению.

В своем докладе Тамара Яндиева на конкретных примерах напомнила, что процесс адаптации  ингушского народа, их интеграция в  местный реальный социум протекали очень сложно. В тот период местное население Казахстана и Средней Азии и само столкнулось с большими проблемами. Это было связанно с войной, весь экономический потенциал работал для нужд фронта. Люди испытывали голод, нужду и огромные проблемы во всех сферах жизнедеятельности. Усложняло процесс адаптации и то, что  депортированные не знали  русского языка, ровно как не знали его и казахи.

Большой трагедией сталинская депортация стала и для тех ингушей, которые в это время сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах Великой Отечественной войны. Часть из них была отправлена на лесоповал в Ивановскую область, где находилась почти до 1946 года, но большинство солдат были депортированы с фронтов и сосланы к своим родным и близким в места их переселения. К ним представители власти относились точно так же, как и к остальным, несмотря на их заслуги перед Отечеством. В то же самое время многие наши земляки меняли национальную принадлежность, чтобы остаться на фронте и в последствие дошли до Берлина.

– Мне бы хотелось рассказать о двух фронтовиках, депортированных в Павлодарскую область, личные дела которых мы обнаружили в архиве Павлодарского обкома Компартии Казахстана, – сказала Тамара Яндиева. – Первый из них – Куриев Джабраил Джамалдинович, родившийся в селе Барсуки  в 1922 году. Он был призван  на фронт в июне 1941года, в партию вступил в 1944 году. Воевал в 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Куриев находился в армии вплоть до 1946 года, затем был отправлен к родным в Павлодарскую область. В 1947 году Куриева исключили из партии за утерю партбилета и неуплату членских взносов. И пять лет назад, когда мы обнаружили его личное дело, мы еще не знали , что этот человек представлен  был к званию Героя Советского Союза. Буквально недавно сотрудники ингушского Государственного архива обнаружили документ, в котором отмечается: «За героизм и отвагу, проявленные при форсировании  реки Западная Двина, старший сержант Джабраил Куриев был представлен к званию Героя Советского Союза».  Это было в июле 1944 года.

Другой фронтовик Коригов Муртазко Шовхалович родился в городе Грозном в 1916 году. Он окончил пединститут, был секретарем РК ВЛКСМ. В 1943 году Коригова призвали на фронт, и в этом же году он вступил в партию. Будучи командиром пулеметно-минометной роты, Куриев участвовал в битве за Сталинград и Москву. Но, несмотря на его заслуги, он, как и все ингуши, был депортирован в 1944 году. В депортации занимал довольно ответственные должности на комбинате Майкаин-золото. Был прорабом, заведующим производственного и материального склада, заведовал складом  Экибастузского заготзерно.

Завершая свой доклад, Тамара Яндиева подчеркнула, что ингушский народ, как и другие репрессированные народы Совесткого Союза, не исчез и не сошел с исторической арены после трагедии 1944 года, прежде всего, благодаря силе духа, сплоченности и жизнестойкости, унаследованной от своих предков. Именно эти качества, передающиеся поколениям по эстафете, помогли ингушам устоять и в условиях катастрофических последствий событий осени 1992 года. Ингушский народ, понесший в ХХ веке огромные человеческие жертвы и материальные потери, отнюдь не озлобился, а строит свое настоящее и будущее в составе Российской Федерации.

В ходе научного семинара прозвучала мысль о том, что изучение проблем депортации народов, а также их реабилитация далеко не завершены. В этой связи необходимо активизировать работу ученых, применяя новые подходы и решая конкретные задачи, нацеленные на то, чтобы будущие поколения были защищены от подобных трагедий. Очень важно знать правду о депортации народов, необходимо осмысление ее последствий. Особую актуальность все эти вопросы имеют с учетом того, что даже в наши дни продолжаются попытки оживить надуманные обвинения в адрес народов, переживших сталинский геноцид. Об этом свидетельствуют сочинения некоторых публицистов, пытающихся оправдать тоталитарный режим и депортацию народов как карательную меру. Подобные сочинения носят односторонний и субъективный подход, зачастую имеют откровенно спекулятивный характер.

Необходимо решительно осуждать высказывания, провоцирующие межнациональную напряженность и способные подорвать единство народов, проживающих на территории Российской Федерации, а также продолжать всестороннее и объективное изучение всех белых пятен в нашей истории. Кроме того, необходима экспертиза публикаций, освещающих межнациональную сферу. Положительные результаты в решении существующих острых проблем могло бы принести проведение различных мероприятий на федеральном и региональном уровне, направленных на поддержку высланных народов.

После докладов ученых возможность высказаться была предоставлена всем желающим. Во многих выступлениях, прозвучавших на научном семинаре, подчеркивалась важность сохранения исторической памяти ингушского народа и изучения всех аспектов тех ужасающих национальных трагедий, в эпицентре которых оказывался наш народ. Это важно для ныне живущих и будущих поколений. Депутат Народного Собрания Республики Ингушетия Жансурат Аушева, в частности, подчеркнула, что у ингушей никогда не найдут понимания звучащие время от время в их адрес призывы забыть о пережитом. Память остается не только нашим нравственным долгом перед старшими поколениями, пережившими неисчислимые беды и страдания, но и залогом будущих свершений и побед ингушского народа.

Ахмет ГАЗДИЕВ 

Фото автора