НА ПУТИ К ОБНОВЛЕНИЮ

В сельском поселении Верхние Ачалуки Малгобекского муниципального района началось строительство новой школы, рассчитанной на 720 ученических мест. Объект, под возведение которого отведена территория в три с половиной гектара, строители планируют сдать в эксплуатацию в конце нынешнего года. Рядом с современным трехэтажным зданием нового общеобразовательного учреждения к радости сельских мальчишек будет обустроено футбольное поле, учитывающее существующие стандарты. Будущая новая школа станет еще одним примером того, как в Ингушетии реализуется национальный проект «Образование».

НАЦПРОЕКТ «Образование», ориентированный как на глобальные цели и задачи, стоящие перед нашей страной, так и на развитие региональных систем образования, включает в себя несколько федеральных проектов. Название каждого из них само говорит за себя: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Важнейшие задачи национального проекта «Образование» заключаются в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, в воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральный проект «Современная школа», в частности, предусматривает мероприятия по модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках обеспечения устойчивого развития сельских территорий и мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов России, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
К 2024 году не менее 24,5 тыс. детей должны обучаться на вновь созданных местах в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа. В общеобразовательных организациях страны должно быть создано не менее 230 тыс. новых мест, что полностью исключит обучение в третью смену.
Полномасштабная цифровизация школ, открывающая новые возможности для образования, забота о педагогах и их постоянный профессиональный рост, создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью – это нынешняя повседневность. В центре внимания обновляющейся системы образования остается школьник. Для этого предпринимаются шаги, направленные на предоставление равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, а также выявление талантов каждого ребенка.
В быстроменяющихся условиях современности для подготовки подрастающего поколения к успешной самореализации важна ранняя профориентация с последующим построением индивидуальной образовательной траектории, которая будет соответствовать выбранным профессиональным компетенциям.
В прошлом году в рамках национального проекта «Образование» стартовал проект «Школа новых технологий», в основу которого легла идея сделать школу современным центром инноваций, лабораторией, позволяющей обучающимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать собственные таланты.
Координатором этого проекта выступила Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения России, пригласившая к участию в нем коллективы тех общеобразовательных организаций, которые уже сегодня готовы использовать возможности высокотехнологичной образовательной среды для повышения качества образования.
Цель проекта «Школа новых технологий» – управление качеством образования за счет обновления инфраструктуры, повышения качества управления и внедрения новых педагогических технологий в школе. Условиями участия в нем были названы, в частности, наличие положительной динамики образовательных результатов, подтвержденных внешней оценкой, за последние три года, определенных базовых материально-технических условий и кадрового ресурса, готового к преподаванию в рамках «Школы новых технологий».
В результате конкурсного отбора были определены 100 образовательных организаций страны, которые примут участие в первой волне проекта. В число этих школ-драйверов, способных меняться и менять образовательную экосистему вокруг себя, вошла и средняя общеобразовательная школа
№ 5 города Малгобека.
Участвуя в отборочном этапе, Малгобекская СОШ №5 представила свой проект «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор повышения качества, развития и открытости образовательного пространства школы». Этот проект, направленный на совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса, создание условий для самоопределения и выявления индивидуальных возможностей каждого ребенка, а также всестороннее развитие учащихся во время учебных занятий и внеурочной деятельности, хорошо продемонстрировал потенциал представителей ингушского педагогического сообщества.
В Министерстве образования России на днях сообщили, что уже в марте педагогические и управленческие команды проекта «Школа новых технологий» пройдут обучение в Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования по программам организации учебной деятельности обучающихся в условиях обогащения инфраструктуры школы и интеграции ресурсов педагогической экосистемы города. Командам предстоит разработать проект развития своей образовательной организации.
Итогом второго этапа проекта «Школа новых технологий» станет «перезапуск» последней четверти текущего учебного года. На протяжении всего этого периода Академия Министерства просвещения России будет оказывать адресную методическую поддержку участникам проекта.
Малгобекская СОШ №5 оказалась в прошлом году в числе тех образовательных организаций Ингушетии, где начали свою работу центры образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста». Федеральная сеть таких центров, на базе которых школьникам прививаются современные технологические и гуманитарные навыки, создается в рамках федерального проекта «Современная школа».
Открываясь на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов численностью до 60 тыс. человек, центры «Точка роста» не имеют статуса юридического лица. Будучи структурными подразделениями образовательных организаций, они призваны обеспечить высокий уровень образования и дать детям равные возможности для обучения вне зависимости от места их проживания.
Центры предназначены не только для реализации основных образовательных программ по предметным областям, но и для многих направлений дополнительного образования. По сути, они претендуют на роль общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы и их родителей, учителей, управляющего персонала, а также местных жителей.
Предназначение таких центров заключается также в совершенствовании и обновлении методов основного и дополнительного образования путем применения в учебном процессе современных образовательных технологий. Другими словами, центры будут формировать среду, способствующую проектно-исследовательской деятельности, раскрытию индивидуальных талантов и способностей детей, а также их ранней профориентации.
На базе школы создается целостная система дополнительного образования, предполагающая единство учебных и воспитательных мероприятий, применение единых требований и методических подходов, при которых наравне с общеобразовательными программами для гуманитарного, цифрового и технического профиля можно успешно реализовать разноуровневые программы для дополнительных занятий.
Как мы уже писали, школьные центры формирования цифровых и гуманитарных компетенций, помещения для проектной деятельности оформлены в едином фирменном стиле. Комплекты современного цифрового и учебного оборудования, соответствующая мебель, а также оборудование для шахматной и медиа-зоны поставлены в общеобразовательные учреждения Ингушетии за счет средств федерального бюджета.
В своих многофункциональных «классах» ребята работают на современных компьютерах и 3D-принтерах, учатся управлять квадрокоптерами и осваивают шлемы виртуальной реальности, могут создавать собственный медиа-продукт и с пользой проводить время в шахматной гостиной.
Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление и совершенствование методов обучения продолжается. И здесь очень важно, что педагогическое сообщество Ингушетии активно задействовано во всех этих процессах, ставших результатом реализации национального проекта «Образование» и призванных коренным образом изменить качество и содержание российского образования.
Ахмет ГАЗДИЕВ