ОБНОВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Школьники Ингушетии испытывают большой интерес к прошлому родного края, а открывать яркие страницы истории им помогают взрослые. В захватывающее путешествие по зональному туристическому маршруту «Алханчуртский канал» отправились на днях ребята из Малгобекского муниципального района. Вместе со своими опытными наставниками они ближе познакомились с жемчужиной ирригационных систем Северного Кавказа, каковой была и остается Алханчуртская межреспубликанская обводнительно-оросительная система (АМООС).

ИСТОРИЯ этого уникального сооружения началась в 1927 году, когда по инициативе Али Горчханова – председателя комитета по обводнению и орошению Алханчуртской долины Северокавказским отделением государственного научно-мелиорационного института (г. Новочеркасск) была издана работа М.Д. Калиманова «Долина Алхан-Чурт». Эта работа представляла собой переработанный материал эскизного проекта мелиорации, выполненного автором в 1926-1927 годах по поручению Северокавказского краевого земельного управления.
Вопросы мелиорации Алханчуртской долины к тому времени имели уже почти 70-летнюю историю в специальной литературе, и от их скорейшего решения зависело развитие целого ряда автономных областей и округов Северного Кавказа.
Обводнение долины определяло ее колонизационную емкость, темпы развития сельского хозяйства перенаселенных пространств предгорной Ингушетии, Чечни и Осетии. Именно поэтому к проекту был привлечен широкий общественный интерес, результатом которого стало проведение большой исследовательской работы по установлению на основании имеющихся естественно-исторических и экономических данных наиболее рационального метода мелиорации долины.
Топографические особенности, сложность геологического строения и ряд других местных элементов создавали значительные трудности в выборе наиболее рационального технического варианта для осуществления того или иного метода мелиорации долины. Сам масштаб предстоящих работ, являясь наиболее крупным в области мелиоративного строительства в РСФСР тех лет, требовал разработки ряда технически сложных сооружений.
Появившаяся впоследствии на свет Алханчуртская межрайонная обводнительно-оросительная система (АМООС), которая по праву считается детищем А.И. Горчханова, стала результатом логического инженерного синтеза всех естественно-исторических и экономических факторов района.

  • Поход по зональному однодневному туристическому маршруту «Алханчуртский канал» был организована руководителем кружка «Юный турист» Тимуром Костоевым, который проводит занятия на базе ООШ №27 сельского поселения Нижние Ачалуки, – рассказывает директор Центра детско-юношеского туризма и краеведения Малгобекского муниципального района Беслан Дзейтов. – Протяженность этого маршрута составляет пять километров и проходит он в основном по линии расположения гидротехнических сооружений оросительной системы, построенной в 1935 году, в период индустриализация страны.
    Поскольку экскурсия была организована для учащихся младшей группы, детям, особенно тем, кто участвовал в походе впервые, было интересно всё. Им хотелось продемонстрировать свои навыки по использованию туристического снаряжения, узнать о роли и значении Алханчуртского канала и многое другое.
    Надо сказать, что для наших воспитанников – учащихся школ Малгобекского района, занимающихся в кружках «Юный турист», «Юный спасатель» и «Краеведение» Центра детско-юношеского туризма и краеведения Малгобекского района, это был первый поход с начала эпидемии коронавируса. Мы не случайно провели его в выходной день, чтобы можно было задействовать большее количество руководителей наших кружков. Дело в том, что в поход мы взяли с собой новое снаряжение, которое поступило к нам в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», и было важно, чтобы не только дети, но и взрослые увидели его возможности.
    Новое снаряжение и оборудование по направлениям «Юный турист» и «Краеведение», поступившее к нам из Министерства образования и науки РИ, мы сразу передали руководителям кружков для организации теоретических и практических занятий. Нельзя не отметить, что это произошло впервые за последние два десятка лет. Занятия в кружках наши специалисты до недавнего времени были вынуждены проводить на давно устаревшем оборудовании и снаряжении, а то и при полном его отсутствии.
    Нынешний поход-экскурсия получился познавательно продуктивным и практически интересным. Наш коллега Тимур Костоев хорошо справился с поставленным планом-задачей и провел открытый урок в природных условиях на высоком уровне. По возвращению в исходную точку, где был разбит полевой лагерь, детей накормили горячим обедом, и у них было время сделать памятные фотографии о первом своем походе.
    Хочется выразить огромную благодарность руководству Министерства образования и науки РИ, не отставляющему без внимания наш Центр детско-юношеского туризма и краеведения. Мы надеемся на такую существенную поддержку и впредь.

ИЗ ДОСЬЕ «СЕРДАЛО»:
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Результаты реализации настоящего федерального проекта окажут существенное влияние на развитие региональных систем дополнительного образования детей, создание конкурентной среды и повышению доступности и качества дополнительного образования детей, внедрения в практику механизмов персонифицированного финансирования, эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей.
Федеральным проектом предусмотрено развитие механизмов ранней профессиональной ориентации ребенка и формирование индивидуального учебного плана, в том числе внедрение инструмента сводного электронного портфолио, и в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, активное участие в реализации проекта представителей реального сектора экономики, ведущих научных деятелей, изобретателей и предпринимателей.
По итогам реализации федерального проекта охват детей дополнительным образованием к 2024 году достигнет 80%, в том числе не менее 25% детей будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей. В результате для 100% детей будет обеспечена гармоничная образовательная среда с опорой на исторические и национально-культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, а также сформированы предпосылки для прорывных направлений в формирующемся новом технологическом укладе.

ЦЕНТР детско-юношеского туризма и краеведения Малгобекского района, получивший в свое распоряжение новое оборудование и снаряжение, один из примеров того, как реализуется в Ингушетии национальный проект «Образование». Еще в середине прошлого года Министерство образования и науки Ингушетии сообщило о своем намерении создать в школах республики 8,2 тыс. новых мест дополнительного образования с охватом 49,5 тыс. детей и подростков.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», являющегося составной частью национального проекта «Образование», уже тогда планировалось приобрести оборудование по шести направлениям для создания 300 кабинетов в 124 образовательных организациях. Речь шла о 105 школах и 19 учреждениях дополнительного образования детей разной ведомственной принадлежности (Центры творчества детей и юношества, Центры туризма и краеведения, Центры технического творчества, а также музыкальные и художественные школы городов и районов республики).
Общий объем субсидий на создание новых мест в образовательных организациях для реализации дополнительных образовательных программ разных направленностей, как было тогда озвучено, составил 331,1 млн. рублей.
Работа в этом направлении началась активно. В ходе одной из последних пресс-конференций министр образования и науки Ингушетии Эсет Бокова, в частности, отметила, что в нынешнем году на базе 12 школ республики в рамках реализации национального проекта «Образование» планируется открыть центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Все они будут оборудованы многофункциональными устройствами и самой современной техникой, ноутбуками, мобильными интерактивными комплексами, 3D-принтерами, шлемами виртуальной реальности и современными тренажерами.
Следует отметить, что за два предыдущих года центры «Точка роста» цифрового профиля были открыты в 17 общеобразовательных организациях республики, а в 42-х школах появились центры гуманитарного профиля. В этих центрах сегодня с интересом занимаются около трех тысяч школьников. Работают с ними педагоги, которые прошли специальные курсы.
Разработчики федерального проекта «Успех каждого ребенка» подчеркивают, что дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 процентов всех детей России в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 млн. человек.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

Ахмет ГАЗДИЕВ