Площадка для инновационного будущего

Мир заметно меняется каждый день. Современность трудно представить без инновационных технологий. Электроника, цифровая и бытовая техника, «умные» приборы и оборудования – что только не производится для комфортной жизни человека! Для создания же такого технического оснащения необходимы знания и инженерная мысль. Знания мы можем получать на уроках, а вот с инженерной способностью дело обстоит иначе – развивать ее нужно, но в школе этому не учат. Чтобы познакомить с возможностями современного оборудования и привлечь к научно-технической деятельности молодежь, был запущен проект, который получил название ЦМИТ (Центр Молодежного Инновационного Творчества).
Проект стал настолько популярным в стране, что в 2014 году на средства президентского гранта в Ингушетии создается ЦМИТ «Реновация»
@renovaschool.


Центр молодежного и инновационного творчества «Реновация» – это современная высокотехнологическая площадка для привлечения детей к научно-техническому творчеству, обучения навыкам робототехники, электроники, авиамоделирования и 3D-моделирования. Посредством доступа к современному оборудованию цифрового производства, данная технологическая лаборатория становится ключом к реализации мечтаний многих детей. Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов. Руководит центром настоящий энтузиаст Ахмед Парагульгов.

Справка
Парагульгов Ахмед Баширович – генеральный директор ООО «Центр молодежного инновационного творчества «Реновация». Родился 18 ноября 1979 года. Окончил экономический факультет Ингушского государственного университета. В 2001 году поступил в Российскую академию госслужбы (г. Москва). В 2004 году защитил ученую степень кандидата экономических наук. В 2005 году устроился работать в Российский государственный аграрный заочный университет на должность доцента кафедры «Менеджмент и социология труда». С 2009 года работал в Министерстве экономики в должности заместителя министра, где курировал промышленность. В 2012 году – в должности заместителя директора филиала «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», где курировал экономику и финансы. В 2013-2015 гг. – заместитель директора по экономике и финансам в АО
«ИнгушЭнерго». С 2016 года по настоящее время продолжает работу в ЦМИТ «Реновация».

«Реновация» призвана сделать жизнь людей намного проще и качественнее. Эта отрасль настолько бурлит новшествами и продвинутыми технологиями, что именно в ней многие видят будущее человечества. С помощью этой площадки можно обслуживать крупные IT-компании со всего мира, не выезжая при этом за пределы республики.
«Приступая к проекту, я и представить себе не мог, что настолько окунусь в работу, что она станет делом моей жизни» – рассказывает Ахмед Парагульгов историю Центра, начавшуюся шесть лет назад. Основной целью проекта, субсидируемого Министерством экономического развития РФ, он называет предоставление технической площадки для инновационного творчества молодежи нашей республики.
ЦМИТ «Реновация» работает на базе гимназии № 1 г. Назрань и активно с ней сотрудничает уже год. Безусловно, это не единственная образовательная организация, с которой взаимодействует Центр. Интенсивная работа ведется и со школами таких городов, как Магас, Назрань, Сунжа, Малгобек, Карабулак. Не остались без внимания и школы сельских поселений, примером чему служит динамичная работа в селе Нестеровское. Таким образом, охвачено 12 школ по региону. Взаимодействие с образовательными учреждениями предполагает предоставление помещений и необходимых часов со стороны школы.
«Наш центр обеспечивает с помощью качественного оборудования продуктивную работу: в каждой школе минимум три отличающихся по профилю групп, которые в совокупности включают порядка 40-50 детей. Обучение проводится не только с учениками данной школы, но с детьми, которым требуется непосредственный преподаватель специальных курсов», – рассказывает руководитель ЦМИТа.
По его словам, любая школа в нашей республике способна предоставить кабинеты для работы, но не каждое учреждение видит в этом преимущество. А ведь именно дополнительные кружки становятся для ребенка тем «лучиком света», благодаря которому он может в полной мере реализовать себя и свои мечты. Особенно важно, чтобы родители осознавали всю значимость такого образования. Нужно отметить, что «Реновация» работает в штатной структуре и обучает школьников в рамках дополнительных часов, которые имеются в расписании школы.
Благодаря обучению в ЦМИТе ребенок получает возможность познакомиться с языком программирования и его инструментов и освоить функции графического редактора. Центр является источником углубленных познаний ребенка в электронике, и благодаря развитию интеллектуальных и эмоциональных компетенций, он сможет с легкостью ориентироваться в будущем в университетской программе.
Открытость и доступность для всех любителей науки и техники – основные условия гранта, предоставленного Центру. Ни для кого не секрет, что любой образовательной организации необходима информационная открытость, при которой обеспечивается возможность получения достаточного объема информации всеми участниками педагогического процесса. Сайт (www.renova.school.ru), который ЦМИТ ведет уже больше пяти, – это наиболее эффективный инструмент обеспечения такой открытости. А вот на проблему с шаговой доступностью стоит обратить особое внимание. В крупных городах страны практически все кружки и секции дополнительного образования находятся в формате такой доступности. Однако родителям, отдавшим своего ребенка в отдаленную образовательную организацию, терпения и ресурсов хватает лишь на первое время, что и следует ожидать. Ведь утомительная дорога влияет и на интерес самих детей. Безусловно, есть дети, которые несмотря ни на что продолжают на протяжении нескольких лет усиленно заниматься и, соответственно, превосходят своих ровесников в достижениях и качестве компетенций. Они с легкостью могут конструировать технические модели, программировать микроконтроллеры, моделировать и печатать на 3D-принтере и так далее. Все эти навыки понадобятся для того, кто хочет пойти по IT-направлению или выбрать инженерную специальность. Конечная цель «Реновации» – это подготовка высококонкурентоспособных абитуриентов для поступления в высшие технические учебные заведения.
Обучение в ЦМИТе предоставляет возможность получить новую информацию, ознакомиться с неизученными процессами и закономерностями, освоить новые умения, навыки и компетенции. За счет особенностей мышления современного ребенка посещение ЦМИТа благоприятно сказывается на стимуле к саморазвитию и созиданию.
«Дополнительное образование, как сфера творческой деятельности, представляющая всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном и профессиональном совершенствовании, нуждается во внимании не меньше общего. Многие дети, а порой и сами родители, не совсем понимают важность дополнительного образования, и зачастую просто не хотят видеть личностные и метапредметные компетенции, формирующиеся в результате него», – делится Ахмед Парагульгов. Связано это скорее с культурным кодом ребенка, который в свою очередь тесно переплетается с родительским кодом. Строгое наблюдение родителей, по его словам, помогает ребенку формировать ценностные представления об учебе, потому что их любопытство и энтузиазм быстро сменяются равнодушием. А научная деятельность требует полной отдачи. В среде, где до 70% детей сообразно культурному коду не придают большого значения инновационному обучению, делать шаги вперед трудно. Возникает необходимость в повышении их общей эрудиции, знакомства с последними достижениями и новшествами в научно-технической области, повышение знаний школьной программы и т.д.

Первостепенным же для обучения становится подготовка преподавателей к проектной и командной работе с детьми. В воспитании личности ребенка крайне важны коммуникативные способности и навыки эмоционального интеллекта.
Свобода творческой деятельности, многообразие развивающих форм, методик и направлений, оригинальные задачи для развития и возможность воплощения своих идей в реальность, а также личная ответственность ребенка за конкретный проект – все это значительно повышает желание резидента ЦМИТа развиваться в технической сфере и реализовывать конкретные проекты, активно наблюдая за результатом.
Как отмечено ранее, ЦМИТ «Реновация» проводит обучение по пяти направлениям. Одним из этих направлений является курс «Основы программируемой электроники», предметом которого служат принципы и методы разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы (контроллера) Ардуино. Этот курс предназначен для профильной подготовки учащихся физико-математической и информационно-технологической специальностей. На занятиях учащиеся проходят необходимую практику – работают с комплектами электронных компонентов и специальными графическими редакторами, где в 3D-дизайне собирают электрические цепи, подключают в 3D-режиме осциллографы, генераторы, вольтметры, амперметры, омметры и делают замеры. Реальная работа со схемой необычайно увлекательна для юных покорителей знаний.
Большое значение имеет и направление «Столярное дело». Здесь можно найти все, что связано со столярным искусством: токарные, лазерные станки, ЧПУ-фрезерные станки, лобзики, сверло и многое другое. Для благоприятной и уютной работы отведено специальное помещение – столярный цех. Здесь можно ознакомиться со всеми тонкостями столярного дела – разметить и вырезать деревянные элементы, затем собрать, закрепить и выполнить финишную отделку на максимально высоком уровне, представить готовое изделие, точно соблюдая спецификации и решая возникающие в процессе работы проблемы.
В ЦМИТе вы также найдете место, где желающие смогут заниматься совместными проектами, реализовывать свой собственный технический проект и с пользой проводить время – именно для этого свою работу ведет проектный клуб.
Участие в конкурсах, ярмарках, выставках или фестивалях только поддерживают желание и заинтересованность детей к творчеству. ЦМИТ «Реновация» является представителем пяти федеральных структур нашей республики, от лиц которых отбирает и отправляет детей для участия в федеральных конкурсах, таких как «World Robotic Olimpiad», ИКаР (Инженерные Кадры России), Балтийский научный инженерный конкурс и другие.
В 2018 году на XV Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге с проектом «Сушилка филаментов 3D-принтера» ученики ЦМИТа, школьники Дзарахов Руслан и Местоев Имран, завоевали третье призовое место.
Отметим, что «Балтийский научно-инженерный конкурс» – это один из самых престижных конкурсов в стране по техническим и инженерным проектам. Он является крупнейшей площадкой для научных соревнований школьников в России. Более 500 одаренных детей и подростков из разных регионов страны представляют научные работы в области математики, физики, химии, медицины, техники, робототехники и так далее. На Балтийском научно-инженерном конкурсе работает научное, учительское, молодежное и бизнес-жюри. Конкурсный совет и Оргкомитет привлекает для работы на конкурсе известных ученых, преподавателей вузов, сотрудников научных институтов, инженеров, программистов, руководителей компаний и предприятий, известных учителей лучших петербургских школ, аспирантов, талантливых студентов, победителей конкурса прошлых лет. На прошедшем юбилейном XV Балтийском научно-инженерном конкурсе команда из Ингушетии с проектом «Аппарат для сушки и хранения филамента», по результатам работы научного жюри, получила диплом III степени на секции «Техника».
Это далеко не единственные и, несомненно, не последние награды обучающихся. Среди воспитанников ЦМИТа есть безумно талантливые дети, которые завоевывают уважение своими знаниями. Это не только Дзарахов Руслан и Местоев Имран, но и Тутаев Абдула, Евлоев Ибрагим, Мальсагов Аликбер, Мартазанов Магомед-Амин и многие другие. На таких детей действительно стоит равняться – они гордость нашего народа. Завоевывая, таким образом, репутацию и доверие, «Реновация» получает договора с представителями федеральных структур и вывозит детей на различные конкурсы в такие крупные города как Москва, Санкт-Петербург, Казань.
Следует отметить, что без базовых технических направлений, таких как математика или информатика, не может быть и речи о поступлении в технические вузы, не говоря уже о призовых местах. Нехватка учащихся для отбора в будущие элитные инженерные кадры региона, которые занимали бы престижные места на федеральном уровне (приблизительно 75 тыс.), вызывает особые затруднения для Центра.
ЦМИТ «Реновация» в процессе своей деятельности активно сотрудничает с фондом «Свое Дело». Так, совместно с ними была организована серия ознакомительных экскурсий школьников по различным промышленным объектам нашего региона, в числе которых: завод алюминиевых радиаторов отопления «АТМ», агропроизводство «Сад-Гигант», завод алюминиевых профилей «РИАК». Посредством таких поездок дети смогли увидеть весь технологический цикл производства различной продукции, что значительно повышает интерес к открытиям новых знаний.
Мы становимся свидетелями формирования нового поколения, потенциально превосходящего нас в осознании нового, интеллектуально-технологичного мира. Чтобы полностью реализовать свои возможности на благо всего общества, нам предстоит всецело помогать этому поколению.

Лейла Эсмурзиева